На прокачку!
25 ноября 2008
Мы уже говорили о тормозных жидкостях и о качестве работы тормозных систем. Но помимо качеств самой жидкости на работу тормозов огромнейшее влияние оказывает правильное заполнение тормозных систем этой жидкостью.
Нередко приходится сталкиваться со случаями, когда тормозные системы, заполненные жидкостью ДОТ 5.1, с «мягкими» колодками и на новеньких армированных шлангах работают хуже, чем тормоза точно такого же мотоцикла со старыми шлангами и штатными колодками. Причина проста: тормозные контуры были плохо прокачаны, и в них остался воздух.
Какой метод прокачки самый правильный и профессиональный? Да любой, при котором в системе не остаётся воздуха! Кто-то пользуется вакуумным пистолетом, кто-то говорит: «На фиг этот барахло!» – и прокачивает руками. В этом деле главное, чтобы руки были профессиональные, а что в этих руках – вакуумный отсос или гаечный ключ и дренажная трубка – дело десятое. По-хорошему, сколько механиков, столько и мнений и способов.
Попробуем остановиться на основных методах, используемых при полном осушении контуров, необходимых для замены шлангов и/или переборки суппортов.
Начнём с «пистолетного» способа. Суть его в создании разряжения на нижнем прокачном штуцере. Зачем? Да элементарная физика. Когда тормозная машинка начинает закачивать жидкость в магистраль, то создаётся противоречивая ситуация. С одной стороны, жидкость стремится протечь по шлангу вниз, а с другой – воздух в шланге, как ему и положено, начинает «всплывать». При нажатии на рычаг машинки она вкачивает некоторую порцию жидкости в магистраль, но на обратном ходе эту жидкость успешно выталкивает назад «всплывающая» воздушная пробка. Для этого-то и нужен пистолет – создать разряжение, откачивающее воздух через нижний штуцер. Однако при этом методе воздух в тормозной системе остаётся. Причём однозначно остаётся, а именно – в верхних штуцерах около тормозной машинки – главного тормозного цилиндра (ГТЦ). Для этого надо этим же пистолетом откачать некоторое количество тормозухи через заборные отверстия тормозной машинки. В общем, метод как бы технологичный, но не однозначный.
Потому часть механеров не заморачивается с этим оборудованием, а использует подручные средства, а именно такие как большой медицинский шприц. Им тормозуха закачивается через нижний прокачной штуцер, заполняя снизу вверх тормозную систему. При этом способе, чтобы заполнить всю систему и вытеснить практически весь воздух, достаточно проконтролировать положение выходных штуцеров ГТЦ. Они должны быть наклонены вниз – для этого достаточно повернуть руль, как правило, влево до упора. Однако отсутствие воздуха в контурах всё же неплохо проверить. С этой целью обычно между старых тормозных колодок вставляют инструмент, небольшую «монтажку» например. Работая рычагом ГТЦ, зажимают инструмент между колодками, а затем довольно энергично разжимают колодки «монтажкой». И так несколько раз, пока рычаг не станет «жёстким». Стоит заметить, что при этом из заборных отверстий ГТЦ тормозуха летит фонтанами. Чтобы избежать заляпывания всей округи жидкостью, на заборные отверстия, точнее, под клапан отверстия сброса обратной магистрали кладут монетку.
Есть ещё вариант заполнения системы после полного осушения, но он не очень удобен. Суть его в том, что тормозной суппорт поднимается выше уровня ГТЦ. При этом работа рычагом ГТЦ беспрепятственно заполняет систему, просто и элементарно вытесняя весь воздух вверх, куда ему и хочется. Ну, неудобство этого метода Вы и сами можете оценить, особенно если напомнить, что при этом не просто рычагом ГТЦ надо манипулировать, а ещё и прокачным штуцером.
Для тех, кто «не в теме», поясним процесс детально.
При нажатии на рычаг ГТЦ некоторая порция жидкости уходит в тормозную магистраль. При этом прокачной штуцер должен быть открыт. При обратном ходе рычага ГТЦ за поршнем ГТЦ создаётся некоторое разрежение, которое открывает перепускной клапан в поршне, и в подпоршневое пространство попадает новая порция жидкости. Если этого разряжения не будет под поршнем, т. е. если прокачной штуцер будет открыт, то не тормозуха попадёт под поршень, а порция воздуха в систему – со всеми последующими заморочками.
То есть если вы, например, решили заменить тормозную жидкость (это надо делать раз в сезон при активной езде), то алгоритм действий таков:
1. открываем крышку ГТЦ;
2. на кончик прокачного штуцера одеваем маслобензостойкую трубку, которую опускаем в любую баночку;
3. откручиваем прокачной штуцер, но не до конца, а просто ослабляем его;
4. нажимаем рычаг ГТЦ – из штуцера выходит порция тормозухи;
5. закрываем прокачной штуцер, слегка затянув его;
6. отпускаем рычаг;
7. опять открываем прокачной штуцер и повторяем всё с момента нажатия рычага ГТЦ.
При этом необходимо доливать в бачок ГТЦ свежей тормозухи, не допуская его осушения, иначе потом придётся гонять по системе воздух, а это всё же утомительно.
Для тех, кто сам захочет прокачивать свои тормоза, специально заметим, что эта процедура на мотоциклах с комбинированной тормозной системой (CBS) весьма сложна и даже при простой замене тормозухи в систему очень легко загнать воздух, который потом и профессиональные механики уморятся гонять по контурам. Так что десять раз подумайте, прежде чем за это браться. Да и только замену жидкости в простых тормозах доверьте знакомому специалисту, который при вас всё и сделает – дел на пять минут. Зато потом сами сможете это проделать с вашим любимцем, леча мототоксикоз долгими зимними вечерами.
И помните, что бы там ни говорили, тормоза – это ваша безопасность и, порой, последний и единственный шанс.
Успехов!