Угнать? Легко!
26 ноября 2008
На живца, как известно, ловится крупная рыба. И чем презентабельней он выглядит, тем больше шансов стать у него жертвой. Эта идея и подтолкнула нас провести беспрецедентную акцию «Угнать мотоцикл». Нет, мы не собирались ничего красть. Наоборот, захотели проверить на примере редакционного Yamaha YBR125, насколько мотоциклы популярны у угонщиков.
Поводом к этой хлопотной затее стал случай, который произошёл со мной у дверей одного подмосковного супермаркета. Приехал, поставил YBR125 на стоянке, запер руль и тормозной диск, отправился за покупками. Благо народ в очереди у касс попался добродушный. «Эй,– говорят,– твой, что ли, там мотик исследуют?» Я ноги в руки – и на улицу. И точно, парочка «пионеров» уже освоилась с зеркалами и что-то колдовали с запором на колесе. Увидав меня со шлемом в руке, малолетние воришки разбежались в стороны, побросав всё на месте: не пойман – не вор. Всё обошлось, но о примитивной «сигналке» я тогда уже задумался, хоть мотоцикл и застрахован.
Воруют средь бела дня. Вот стоит сверкающий и изящный, как бы такой заполучить? А раз так, то можно организовать интересную акцию с целью определения среднего времени от момента парковки до попытки угона, а также понять, как влияет на это территориальный фактор. Интересно было выяснить и контингент воришек. Естественно, такое мероприятие не решились проводить без помощи сотрудников милиции, которых очень заинтересовала сама идея и возможность закрыть успешно план на месяц по поимке мотоугонщиков. Ну, и конечно мы решили несколько ограничить временной лимит выкладывания «наживки» – аппарат должен был находиться без присмотра на улице не больше чем с середины дня до полудня следующего.
Для получения более точных результатов рассмотрели несколько типичных вариантов незащищённой парковки мотоцикла – устроили акцию в Москве и областном городе, и в каждом случае рассматривали варианты парковки под окнами дома или на площадке около магазина. И вот что из этого вышло…
Москва, Южный округ, большая автомобильная стоянка около ТЦ «Глобал Сити» – всё выполнено в лучших европейских канонах. Здесь имеются даже специальные дуги для парковки велосипедов и две огромные стоянки для автомобилей. Охранники находятся только около дверей, но за близлежащими территориями (включая парковку) ведётся теленаблюдение. Достаточно типичная парковка для столичных мегамоллов. Бросаю YBR125 в углу на парковке, отправляюсь в торговый центр, выхожу через другой выход, сажусь в автомобиль. С ребятами из районного отделения обсуждаем обстановку и сходимся на том, что до наступления темноты ничего серьёзного не произойдёт. Так и случилось: несколько раз подходили дети, тыкали пальцами, обсуждали; взрослые тоже обращали внимание, но проходили мимо без остановки. Это и понятно, народ сюда приезжает не из бедных, может позволить не только YBR125. После закрытия Центра вокруг походил охранник, что-то передал по рации и удалился – а вот машину, скорее всего, эвакуировали бы. Моя смена как раз начиналась в самое интересное время, с пяти утра. Но, увы, в такую рань никого кроме уборщиков территории рядом не было. В десять утра на площадку стали набиваться автомобили и мотоцикл сразу потерялся в их массе. В общем, никому Yamaha не нужна, что и следовало доказать.
Дальше от цивильных мест решили отказаться. И в качестве варианта «парковка под окном» выбрали зелёный дворик в районе метро «Текстильщики». Признаюсь, здесь даже на улице находиться страшно: везде шныряют мрачные личности, по кустам валяются пьяные, у палаток тусуются бомжи, в летних кафешках – молодёжь. Итак, рядом с полусгнившим остовом припаркованной «копейки» разместился YBR125 – ну просто роза на помойке.
Приключения начались уже в половине девятого: пьяный подросток залез на мотоцикл и, как ненормальный, стал дёргаться на нём. Скоро подошли приятели и стали что-то обсуждать и по очереди лезть за руль. Назвав ребят отморозками, участковый пошёл разруливать ситуацию. Парни его не испугались, наоборот, что-то начали втолковывать, и потом все удалились в соседний подъезд. Оказалось, что подростки приняли мотоцикл за собственность одного своего хорошего знакомого. Во всяком случае, в этом они убеждали участкового и своих родителей. Что за нравы?
Ночью несколько раз на YBR претендовала пьяная молодежь: а я хочу ка-а-таться!!! Но более трезвые дружки, как правило, вовремя оттаскивали страждущих. Под утро, когда мы было уже стали дремать, опять увидали у мотоцикла пацана из первой группы «нападавших» – он явно что-то откручивал сзади, за что и был пойман с поличным: «поворотники» и задний стоп-сигнал стали его добычей. Зачем?
По итогам двух столичных акций и общения со следователями прорисовывались первые выводы: мотоцикл в Москве бросать на парковках близ супермаркетов можно, а во дворах уже опасно. В лучшем случае что-то отвинтят, а в худшем – забросят в «Газель» и увезут в неизвестном направлении. Такое случается часто. Стоит лишь засветиться несколько раз на одном месте, как можно быть уверенным, что вас взяли на прицел.
Областные акции проходили по тому же сценарию с той лишь разницей, что мегамоллов там нет да народу поменьше, и многие друг друга знают. В подмосковном городе Чехове нам приглянулась привокзальная площадь: и рынок есть, и парковка, и коммерческие структуры в виде протяжённых рядов палаток. Сюда я и подъехал с типичным видом «за пивом», поставил мотоцикл и быстро смешался с толпой. До вечера ничего не происходило. Народ подходил, смотрел на «приборку», на мотор, но никто даже пальцем не прикоснулся. Когда стали закрываться некоторые павильоны, видимо, кто-то из продавцов обратил внимание своих хозяев на странный мотоцикл. Подъехали какие-то люди спортивного вида, посмотрели, пожали плечами, и всё… Ночью местные пацаны-стритрейсеры увивались неподалёку и даже спрашивали продавца круглосуточного магазина, чей мотоцикл. Потом подъехал кто-то ещё, посерьёзней. И тут мы сделали промашку: наша машина для слежки (с тонированными чуть приоткрытыми стеклами и столичными номерами) показалась им подозрительной. Один из местных даже обошёл машину, но подойти не решился. Стритрейсеры рассосались сами собой, и YBR125 спокойно встретил рассвет и полдень. Кстати, когда завёл мотоцикл и ждал, пока прогреется, ко мне подошёл человек, представился хозяином одной из палаток и спросил, с чего это такой мотоцикл бросил здесь на ночь. Ответ его успокоил: выпил лишнего – гаишники же везде. Так что в таких городках ситуация контролируется и если угонят, то искать надо на коммерческой основе.
Оставить Yamaha около тамошних четырёхэтажек не решились. Практически у всех местных есть гаражи – парковаться у подъезда не принято, да и нам показалось, что слух о странно доступном мотоцикле быстро распространился по городу. Так что решили передислоцироваться в другое место – в один из подмосковных посёлков городского типа, километрах в двадцати за Дмитровым. Там немало мотоциклетного люда, мотопарк – в основном старинные совкоциклы и ещё более древние японские мотороллеры, а значит наша Yamaha станет лакомым кусочком сыра в этой сельской мышеловке. У калитки деревенского дома нашего знакомого бросили YBR без присмотра, спрятались за занавесками и стали ждать. Наверное, уже через пару часов половина посёлка знала о Yamaha, выставленной напоказ на центральной улице. Ближе к вечеру подъехали местные рокеры на видавших виды «ковровцах» и «ИЖах», покурили, что-то обсудили и с рокотом умчались. Ночь обещала стать интересной – это чувствовалось, витало в воздухе! Нервы щекотал и тот факт, что в этот раз мы были без милицейского прикрытия: договориться с властями не удалось по причине невменяемости сотрудников, рассчитывать приходилось только на себя.
Хозяин дома предупредил: ночи тёмные, в метре ничего не видать, поэтому на всякий случай мы прикрепили к мотоциклу длинную леску от донки. Откатится мотоцикл на пару метров, она натянется, и сигнальные колокольчики зазвенят. До часу ночи всё было спокойно, потом нам не раз слышались какие-то подозрительные шорохи и я, как заботливый хозяин, выходил на крыльцо на предмет покурить-посмотреть. После двух часов это было уже странно делать, и мы выключили в доме весь свет – как бы легли спать. Сменялись через каждый час, так как сидеть и пялиться в тёмный проём окна довольно трудно. И вдруг в половине пятого тишину прорезал пронзительный звон колокольчиков и леска с хлопком лопнула в воздухе. Хищник заглотнул наживку! Все бросились на улицу, размахивая кулаками и фонарями. Когда выбежали за калитку, обнаружили Yamaha, лежащей на боку в нескольких метрах, запор на руле был сломан, замок на колесе вскрыт. Вдалеке слышался треск – кто-то быстро ломился через огороды, потом раздался рёв моторов и всё смолкло.
Что тут сказать? Кто ищет, тот всегда найдёт. Хотите проблем, делайте как мы. Причем чем дальше в область, тем наглее и быстрее будет это происходить. Могут даже просто снять с мотоцикла или попросить прокатиться. И вы отдадите, жизнь-то одна… Поэтому всем владельцам иномарок, не раз бросавшим свои роскошные тачки без присмотра около столичных кафе, супермаркетов или под собственным домом и уверовавшим в собственную непробиваемую ауру крутизны, не стоит надеяться, что этот фактор благоустроенной цивилизации сработает где-нибудь в далёком Хотьково.
Изменилась ли ситуация по сравнению с прошлыми годами? Принципиально нет. Раньше воровали из под носа Jawa, теперь «японцев» и «итальянцев». Всё осталось на своих местах: кто-то имеет возможность приобрести, а кто-то просто очень хочет стать обладателем невозможного для себя предмета. Ну хоть на месяц-другой, пока не поймали и не посадили. Будет что потом вспомнить…
Ну, а я с ужасом вспоминаю обратную дорогу, когда уже при каждой остановке около придорожного кафе мне мерещились воришки и хулиганьё. И даже сигнализация с иммобилайзером вкупе с кучей запоров меня бы не успокоили. Кому надо – всё равно сворует.
МотоРевю 2005